Skip to main content

Конвертирование 2.0 в 5.1

По многочисленным просьбам публикую статью о создании 5.1 из двухканального стерео. Вообще я не являюсь специалистом в этой области, но возможно мой скромный опыт кому-то и пригодится. Если я где-то ошибся, пусть старшие товарищи меня поправят.

Среди аудиофилов широко распространено негативное отношение к многоканальному звуку, мол, всё это маркетинговые ходы производителей аудио техники, двух каналов с избытком хватает для достоверной передачи акустической картины. Действительно для чего нужно шесть колонок, когда ушей - всего два? 2.0 даёт полное представление об окружающей обстановке. Информацию о нахождении источника мозг запросто вычисляет по разнице во времени прихода звуковой волны к каждому уху. Всё так и есть, если мы слушаем через наушники. В случае с колонками ситуация несколько отличается. Во-первых, каждое ухо слышит обе колонки, что конечно осложняет локализацию виртуального источника звука. Во-вторых, колонки необходимо ещё правильно расставить относительно слушателя. Находясь в "неправильном" месте или повернув не так голову, вы получите недостоверную информацию и звуковая сцена развалится. Еще одна особенность восприятия звука человеком заключается в том, что резкий громкий звук локализуется мозгом в точке нахождения той колонки, сигнал от которой пришёл первым. Таким образом, на пути к совершенному звуку 2.0 сначала превращается в 4.0, 4.1 затем в 5.1, 7.1 и, не известно есть ли предел совершенству. Большинство современных мультитрековых программ позволяют производить пространственное сведение в 5.1, правда, далеко не все дают возможность сохранить результат. Помимо этого, многие программы под Windows имеют лишь один выходной многоканальный стандарт - wma, это также доставляет некоторые неудобства.

Приведу один из рецептов преобразования 2.0 в 5.1. Замечу сразу, что существует с десяток плагинов, которые занимаются конвертированием стерео в 5.1 и позволяют сделать это одним нажатием кнопки. Исследование этих программ – тема наших следующих публикаций, а пока конвертируем 2.0 в 5.1 с помощью Adobe Audition.

Исходный стерео сигнал должен быть нормализован и иметь параметры 96кГц/24бит. Ограничения DVD-Audio в скорости передачи данных (9,6 мегабит/секунду) не позволяют пропустить шесть каналов с частотой выше 96кГц. Первым делом вычленим из нашей дорожки низкочастотную составляющую. Для этого откроем исходный материал, который назовём LR0 и используем FFT фильтр. В окне настройки FFT фильтра выставим все галочки как показано на рисунке, и на графике отметим три точки со следующими координатами: точка1 - в левом нижнем углу; точка2(100Hz, 0db); точка3(200Hz, 0db).

2.0 to 5.1 1

Применим фильтр и получим стерео сигнал без низкочастотной составляющей (условимся называть его LR1), который дальше будем использовать для кодирования центрального фронтальных и тыловых каналов. LR1 изменяем на -3db конвертируем в моно и имеем сигнал для центрального канала.

2.0 to 5.1 2 Копируем LR1 в буфер обмена, открываем LR0 в новом окне редактора и выполним вставку микшированием со 100% инвертацией, получим выделенный низкочастотный сигнал, который усилим на +9db и преобразим в моно. В результате мы имеем готовый низкочастотный сигнал для нашего LFE канала.

2.0 to 5.1 3

Для получения новых фронтальных каналов смешиваем левый и правый каналы LR1 в следующих пропорциях: New Left Channel = 99% Left - 33%Right; New Right Channel = 99%Right - 33% Left. Затем усилим сигнал на 3.6db и сохраним как промежуточный материал для кодирования фронтальных каналов (LR2).

2.0 to 5.1 4

Для кодирования тыловых каналов открываем в новом окне LR1 и копируем в буфер обмена. Обрабатываем сигнал ревербератором без смешения каналов. Полученный сигнал микшируем с содержимым буфера с коэффициентом 100%-Invert – получаем выделенный сигнал реверберации. Копируем результат в буфер. Увеличиваем амплитуду сигнала на +6дБ и сохраняем отдельно левый тыловой и правый тыловой каналы.

Теперь откроем ранее полученный LR2 и смешаем с содержимым буфера с коэффициентом 100%-Invert, в итоге получаем, левый и правый фронтальные каналы с инвертированным сигналом реверберации, которые сохраняем в отдельных моно файлах. Затем, все полученные моно файлы собираем в одном многоканальном файле и записываем на DVD-Audio. Имеем шестиканальный звук 96кГц/24бит на DVD-Audio.

Казалось бы всё хорошо, но результат меня почему-то не очень впечатлил. Видимо, для создания полноценного 5.1 мало исходных двух каналов. Нужны записи, произведённые с нескольких, специально расставленных микрофонов. Или нужно научиться вычленять музыкальные инструменты из общей фонограммы, чтобы при сведении оперировать ими отдельно. Кроме того мой ресивер синтезирует 5.1 из стерео, налету, не чуть не хуже, того что получилось в результате работы описанной выше. В общем, результаты меня не совсем удовлетворили, поэтому я пока отказался от дальнейшей работы в этом направлении. Может вам повезёт больше, дерзайте.